ЧелябинскВт, 02 июля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Анадырь
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Сортировка
Поиск
Спецоперация России
#Интервью Читать 3 мин.

Ильменка существует до тех пор, пока готовы собираться вместе те, кто ее любит

Мы беседуем с челябинским краеведом и литературоведом Юрием Эльбертом - многолетним участником Ильменского фестиваля и любителем бардовской песни.

Светлана Мулыкина
#Интервью

Фото: Светлана Мулыкина

Ильменка существует до тех пор, пока готовы собираться вместе те, кто ее любит
Светлана Мулыкина #Интервью

Фото: Светлана Мулыкина

Мы беседуем с челябинским краеведом и литературоведом Юрием Эльбертом - многолетним участником Ильменского фестиваля и любителем бардовской песни.

26 июня – ИА SM.News. – Как давно вы участвуете в Ильменском фестивале?

– Ильменка вошла в мою жизнь в середине 1990-ых годов, со студенческих лет. До этого Визбор, Окуджава всё детство звучали в моём доме с магнитофона, гитару любили и мать, и отец, и оба старших двоюродных брата.

Нет, я не призёр и не лауреат Ильменского фестиваля, раз не прошёл в отборочном туре, а потом решил занять позицию литературного критика, кем я и являюсь по жизни, репортёра, делал репортажи для различных областных изданий. Было, что звучали песни на мои стихи, но в конкурсах я больше не участвовал, журналист должен держаться отстранённо.

– Она переехала с берегов озера на склоны Солнечной Долины. Теперь её наверное надо называть не Ильменка, а Долинка. Если серьёзно, то организаторы, перенеся фестиваль на новую поляну поступили правильно. Таково было распоряжение властей после трагедии с ураганом, когда на фестивале 2014 года погибли люди. Спрятались в палатках, а на них падали деревья. Самому мне чудом удалось избежать трагедии, съёмочная бригада утром в субботу забрала меня, чтобы снимать детскую парусную регату Конюхова на Тургояке, а обратно на фестиваль вернуться уже не получилось.

С переездом в Долину отсеялось конечно некоторое количество случайных людей, которые приезжали на фестиваль «попеть Цоя и дворовые песни», а более того попьянствовать. Некоторые из них по-прежнему собираются на старом месте – по записям можно посмотреть, какое там убожество. «Хоть сауна напротив, да фауна не та», – выражаясь словами Окуджавы.

Ильменский фестиваль на новом месте стал собирать, тех кто пронёс любовь к авторской песне через всю жизнь. Чуть не сказал «профессиональных бардов», получился бы оксюморон, «профессиональный любитель», гребенщиковский «прекрасный дилетант», но это как раз и выражает суть. Люди весь год посещают клубы авторской песни (ещё не забыта аббревиатура КСП), что-то разучивают и сочиняют, весной малый залп дают «Поющие дворы» – детище Рафаэля и Марии Валитовых, а летом все собираются на большой Ильменский фестиваль, чтобы взглянуть друг другу в глаза, чтобы услышать знакомые голоса. А ещё запомнить и разучить новые песни.

– Так и есть. Давно ли Ксения Баскакова, ученица Валитовых, сама получала призы на детских конкурсах с «Птицей певчей» Яны Симон, а вот она уже в жюри, правда в жюри детского конкурса, «Поющих туристят».

Молодые таланты – будущее фестиваля. Но каждый смотрит на своего учителя. Сегодня фестиваль невозможно представить без таких имён как Галина Хомчик, Раиса Нур, Лариса Брохман, Анатолий Киреев, Виктор Третьяков, Нелли Бубенкова, Елена Бушуева. И конечно Олег Митяев. И конечно бессменный ведущий Игорь Ярцев. Кого-то нет в живых, как златоустовского поэта Юрия Зыкова.

Такие имена называли мы сейчас. А четверть века назад, как раз в 1997 году, скончался Окуджава, тогда легендой фестиваля был он. А ещё раньше Визбор, который посещал Ильменку в конце 1970-х.

– Есть мнение, что Митяев, приглашая на фестиваль актёров смежных жанров, например, юмориста Гальцева или рокера ЧиЖа, разрушает чистоту жанра…

– А Митяев – сам жанр. Он душа фестиваля, его «Светлое прошлое» выступает бессменным организатором, ему и определять волну. А почему нужно играть только на шестиструнной гитаре? Почему не присоединиться к ней клавишам и саксофону? С другой стороны дух Ильменки помогает раскрыться по-новому тем артистам, которых на экране мы видим иными.

Уже который год в расписании Ильменки, например, Павел Пиковский. Кстати, с тем же ЧиЖом он записал совместный альбом. Хорошая музыка, глубокая исповедальная поэзия. На Главной сцене Ильменки он выступает в составе группы Необарды вместе с Василием Уриевским и Ромарио. Вот они потому и «нео-», что у них целый оркестр, звучать будут совершенно иные, танцевальные ритмы, а всё-таки я туда пойду туда смотреть именно на Пиковского.

А кому дорога «чистота жанра», есть совсем традиционная Лесная поляна, куда народ перекатывается с главной, когда заканчивается основная программа. Впрочем, и её достигают современные веяния…

– Ильменка продолжается несмотря ни на что, вопреки ураганам, пандемиям. Кто-то как Шурик Сапожников, ещё один дорогой для меня давний участник фестиваля, покидает страну. Кто-то просто состарился и следит за фестивалем по трансляции. Раньше трансляцию устраивал Институт минералогии РАН в Миассе, это они хозяева Ильменского заповедника, наверное и в этом году они – только уже не на своём сайте, а на Rutube. Потом можно скачать записи, чтобы весь год пересматривать, подпевать.

Спасибо конечно и Олегу Митяеву, и его фонду «Светлое прошлое». И он набирает годы: сначала у него была песня «О чём рассуждает мужчина, которому за 50», внезапно стало «которому за 60», через два года снова придётся менять, но уже нарушится стихотворный ритм.

А главное, что Ильменка существует до тех пор, пока готовы собираться вместе те, кто влюблён в Ильменку. Кто готов растить и «туристят», и «нашу смену» (так называются детские и юношеские конкурсы фестиваля), не прекращая линии преемственности – от Визбора и Окуджавы, держась за неё как за путеводную нить Ариадны.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить