ЧелябинскВт, 10 сентября 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Анадырь
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Сортировка
Поиск
Спецоперация России
#Аналитика Читать 3 мин.

Челябинская область теряет статус крупного регионального экспортера

По данным южноуральской таможни вывоз местной продукции в 2023 году показал небольшое по меркам санкционных условий снижение — на 12%. Но доля экспорта в общем внешнеторговом обороте области по-прежнему превышает долю импорта и составляет 55%.

редакции
#Аналитика

Фото: редакции

Челябинская область теряет статус крупного регионального экспортера
редакции #Аналитика

Фото: редакции

По данным южноуральской таможни вывоз местной продукции в 2023 году показал небольшое по меркам санкционных условий снижение — на 12%. Но доля экспорта в общем внешнеторговом обороте области по-прежнему превышает долю импорта и составляет 55%.

24 мая – ИА SM.News. Основные экспортные поставки приходятся на КНР, Казахстан Белоруссию, Узбекистан и Кыргызстан. Чаще всего в эти страны поставляют металлы и изделия из них (традиционно это около 80% южноуральского экспорта), а также машины, оборудование, продовольственные и сельскохозяйственные товары.

При этом, по данным региональной таможни общий стоимостный объем внешней торговли составил почти 7 миллиардов долларов США — 631 миллиард рублей по актуальному курсу.

Интересно, что в 2021 году южноуральские власти планировали увеличение экспорта в 2024 году на 26%. Однако позитивная тенденция роста объема внешней торговли была сломлена в 2022-2023 гг. Для борьбы с перманентным экономическим кризисом последний лет челябинский губернатор Алексей Текслер предлагает расширять и диверсифицировать поставки, развивать инфраструктуру поддержки экспорта, оказывать поддержку малому бизнесу в продвижении экспортной продукции на международные маркетплейсы.

Челябинская область продолжит наращивать экспорт в Китай. Зарубежные партнеры заинтересованы не только в продукции наших металлургических предприятий, но также в высокотехнологичных изделиях и качественных продуктах питания. Китайские партнеры уже в восторге от южноуральских кондитерских изделий и растительного масла, но этот список будет только расширяться. За последние пять лет количество экспортеров в Челябинской области выросло на четверть — до 2399 юрлиц.

— Региональные компании поставляют в Китай муку, макаронные и кондитерские изделия, масложировую продукцию. Челябинская область успешно сотрудничает с некоторыми провинциями Китая, в прошлом году наши представители побывали в провинциях Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин, участвовали в выставках, вели переговоры. В Челябинске мы принимали гостей из компании Yangling Development Co., Ltd из провинции Шэньси. Результатом стало увеличение экспорта из Челябинской области растительного масла. Так, компания «Сигма» поставляет на экспорт 15 тысяч тонн растительного масла, что составляет около 18 процентов от производства, — отмечает заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Инна Подшивалова.

Челябинская область теряет статус крупного регионального экспортера

Фото редакции

По итогам 2023 года Челябинская область находится на 13-м месте по объему несырьевого неэнергетического экспорта среди всех регионов Российской Федерации (в 2022 году – 14-е место). Партнерские отношения налажены со 114 странами мира. За 2023 год фиксируется рост экспорта в Китайскую Народную Республику, Республику Таджикистан, Киргизскую Республику, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию.

Челябинский политолог и регионовед Тарас Есаков выделил факторы, которые оказали наибольшее влияние на снижение объемов экспорта из Челябинской области:

— Южный Урал объективно выигрывает от положения на Транссибе и у границы с Казахстаном. А поскольку стала данностью переориентация с Запада на Восток, а также имеет место усиление сотрудничество с Глобальным Югом, то экспортные возможности региона усилились. Впрочем, относительным реальным позитивом в данном случае является лишь гипотетическое усиление металлургического и машиностроительного экспорта в 2024 году. Агроэкспорт, который растет в 2023-2024 гг. был всегда. Юг области — это житница мирового значения. Ну а чрезмерный вывоз сельхозпродукции может быть и объективно вредным, если думать о нашем человеке и гражданине, — констатирует Тарас Есаков.

Челябинская область теряет статус крупного регионального экспортера

Фото редакции

Кроме того, эксперт определил основные отрасли экономики Челябинской области в 2023-2024 гг., которые столкнулись с наибольшими трудностями в экспорте. По словам Тараса Есакова, несмотря на отдельные достижения, наибольшие трудности и препоны существуют в наиболее технологичных секторах экономики.

— Машины и оборудование — это наиболее важные и значимые экспортные позиции, если речь идет о повышении выручки и качества экспорта. А здесь часто самим не хватает тех же современных станков. Сырьевой же экспорт тактически очень выгоден, а стратегически задач развития региона и страны не решает. Производство же готовой продукции от удушающих санкций наиболее страдает — это факт. Или данная задача будет в итоге решена, в чём есть сомнения, или проблему качественного развития придется решать представителям новых поколений. Другая сторона вопроса здесь — это недостроенные логистические цепочки и недоразвитые возможности регионов для того, чтобы самим решать свои экспортные дела. Участие губернаторов в международных визитах это безусловно выглядит красиво, но также означает, что современных эффективных «площадок» для реализации экспортных возможностей недостаточно. А это значит, что – опять же, многие вопросы и задачи оказываются отложенными на будущее, — уверен Есаков.

Челябинская область теряет статус крупного регионального экспортера

Фото редакции

Международные торговые отношения и геополитическая обстановка могут оказывать значительное влияние на экспорт из регионов, таких как Челябинская область. После введения торговых санкций против России и других стран-партнеров Челябинской области, экспортные возможности были ограничены или затруднены. В конечном счете, лишь изменения валютных курсов могут сделать продукцию из Челябинской области более или менее конкурентоспособной на мировых рынках. Но подписание новых торговых соглашений или участие в торговых блоках может открыть новые возможности для экспорта из Челябинской области. Таким образом, для эффективного развития экспорта из Челябинской области важно учитывать все эти факторы и адаптировать стратегии развития к текущей международной торговле и геополитической обстановке.

— Сегодня Россия находится в очередном своём кризисе, прямо скажем – геополитического свойства, важной составляющей которого являются небывалые санкции. И здесь, несмотря на открывшиеся возможности относительно разворота на Восток, не могут не страдать внешнеэкономические связи, в том числе, Южного Урала. Безусловно, Челябинск может в будущем стать одним из центров ШОС и БРИКС, но переустройство современного мира не состоится завтра или послезавтра. А это значит, что западные санкции работали и будут работать. Ну а если представить, что завтра ещё больше китайских тех же банков откажутся работать с Россией, то данный момент негативно скажется, как на импорте, также и на экспорте, потому как импорт и экспорт это две стороны внешней торговли – аксиома. Ещё «капля яда» — нужно сразу для себя зафиксировать, что в отличие от того же традиционного иранского общества, российский прагматичный бизнес к негативным изменениям реалиям не будет бесконечно относиться, скажем так, с пониманием. А это значит, что рано или поздно бизнес спросит с государства на тему создания элементарных условий для нормальной работы и заработков. Иначе и быть не может в российских реалиях надолго. Это просто обстоятельство в обозримом будущем и сработает, -уверен регионовед Тарас Есаков.

Челябинская область теряет статус крупного регионального экспортера

Фото редакции

Существует несколько потенциальных проблем в инфраструктуре и логистике, которые могут негативно сказываться на объемах экспорта из Челябинской области. Например, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, а именно: ограниченность сети федеральных и региональных трасс, железных дорог, портов в странах-партнеров может затруднять транспортировку товаров до места назначения и увеличивать время доставки. В результате высокие транспортные расходы могут делать экспортные товары менее конкурентоспособными на мировом рынке. Это может быть связано как с высокими тарифами и сборами, так и с неэффективными логистическими решениями. Длительные процедуры таможенного оформления могут привести к задержкам в поставках и повышению издержек на экспорте. Недостаточное количество и качество складских помещений, а также проблемы с перевалкой грузов, могут замедлить процесс экспорта, ведь екатеринбургские логистические центры до сих пор остаются намного более эффективными, чем южноуральские. Отставание в использовании современных информационных технологий и систем управления логистикой также может привести к неэффективности и повышению издержек. Решение этих проблем может потребовать инвестиций в развитие инфраструктуры, оптимизацию логистических процессов, улучшение таможенных процедур и повышение квалификации персонала в сфере логистики и экспорта.

— В своё время Челябинск мог стать воздушным транспортным узлом, однако, подобные возможности осваивает соседний Екатеринбург. Шикарный проект Южноуральского логистического центра остается, в самой значительной степени, не реализованным. Пропускные мощности железных дорог, идущих через Челябинскую область, не безграничны. При этом, серьёзной работы над инфраструктурой, способствующей увеличению экспорта, а также над логистикой, такой впечатление, что особо и не ведется. Зато есть мода на уверенные и красивые планы. Вот на уровне планов и проектов часто все хорошо – факт. Такое впечатление, что дальнейшее развитие кризиса может заставить многих как следует задуматься о многом. В том числе, хотя и не только, касательно сферы логистических возможностей региона, которые даже в лучшие годы так и оставались нереализованными на практике, — описывает сложившуюся ситуацию в сфере экспорта товаров из Челябинской области Тарас Есаков.

Челябинская область теряет статус крупного регионального экспортера

Фото редакции

— По линии федеральных и региональных властей важна настройка как можно более эффективных каналов коммуникаций и «площадок» для реализации внешнеэкономических задач. Кстати, такой подход к развитию региональных центров может способствовать позитивной трансформации нашей всей огромной страны. Что же касается развития экспорта, то здесь я регионалист и федералист. Если к возвращению бюджетного федерализма нам еще предстоит прийти, то внешнеэкономическая активность регионов реальна уже сегодня. Речь может вестись о прямых контактах с покупателями из зарубежных стран. Ну а «второй стороной медали» может стать развитие технологий. Если заработают технопарки, то усилится и наиболее полезный экспорт. Когда я беседую с инженерами, конструкторами и специалистами, то часто слышу, если честно, что будущее лишь за технологиями – это правда. Однако, если хорошо задуматься, то нужно с чего-то начинать. А это значит, что правильно делают те, кто сам ищет направления, куда продукцию можно поставлять. И здесь привлекательным выглядит работа с развивающимися странами. Впрочем, при будущем проседании нефти, а также на фоне рекордных убытков Газпрома, металлургия – традиционная для региона, будет альтернативным бюджетным «насосом», причем – как на федеральном, так и на региональном уровне. Вот эти два обстоятельства, если угодно, формируют более надежное будущее региона, чем агроэкспорт, который наиболее серьезно растет сегодня. Вспоминая свои давние разговоры в коридорах власти и с экспертами, не могу избавиться от впечатления, что на словах у нас всегда просто замечательные перспективы, а на деле – есть сомнения даже в привычной металлургии, ибо даже минерально-сырьевая база, если смотреть стратегически, то очень даже под вопросом. А уж тем более ставка на сырье и статус сырьевого придатка Запада или Китая, это всегда отмечается при любом честном экспертном разговоре, так себе перспектива в реалиях именно современного мира. Нет другого выхода, кроме освоения технологий с перспективой их дальнейшего экспорта, об этом сегодня хотя бы много говорится. Однако, с уже заметной долей иронии, завершу обозначением некой призрачной надежды, что когда-то дойдёт и до реальной, в том числе и внешнеэкономической, трансформации. Ведь только в таком случае нашему опорному краю державы, в обозримом несырьевом будущем будет на что опереться, за счет чего кормиться, ну и не как-то существовать в постоянно нарастающем кризисе, а реально достойно жить, чего бы очень хотелось, — подытожил Тарас Есаков.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить