ЧелябинскПт, 26 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Исторический

Челябинские краеведы рассказали о вкладе эвакуированных ленинградцев в победу

В 1941-1942 гг. на Южном Урале было принято 24% из 550 тысяч граждан, вывезенных из северной столицы и ее окрестностей.

#Исторический
Челябинские краеведы рассказали о вкладе эвакуированных ленинградцев в победу
#Исторический
В 1941-1942 гг. на Южном Урале было принято 24% из 550 тысяч граждан, вывезенных из северной столицы и ее окрестностей.

27 января – ИА SM.News. Интересно, что к концу трагического для нашей страны 1941 года почти 12% населения Челябинской области составляли эвакуированные из Ленинграда и ближайших к нему населенных пунктов.

Не менее важно то, что на эвакуированном Кировском заводе более 3о% работников были ленинградцами. Кроме того, Южный Урал принял шесть вузов и несколько учреждений культуры, которые возобновили свою деятельность в регионе.

Уже в наши дни была составлена общая электронная база данных эвакуированных, в которую были включены сведения о 342 тысячах советских тружениках тыла.

Южноуральские власти обеспечивали вновь прибывших одеждой, начиная с самых первых партий. К примеру, в 1941 году на ее пошив было выделено 409 тысяч метров ткани. А зимой 1942 года для них также было изготовлено около тридцати тысяч валенок. Большую часть вещей получали ленинградцы как наиболее пострадавшая категория перемещенных лиц.

Помимо этого, на помощь нуждающимся эвакуированным было выделено 870 тысяч рублей, которых хватило на обеспечение социальных пособий, которые, однако, не превышали 300 рублей на отдельно взятую семью.

Тем не менее, в военное время даже на Южном Урале были трудности в обеспечении тружеников тыла продовольствием. Поэтому облисполком установил минимальные нормы выдачи хлеба на уровне 400 граммов в день.

— В начале ноября 1941 года в Челябинскую область «дополнительно» эвакуировали 12 тысяч детей из города Ленинграда, что потребовало в течение трех дней освободить и подготовить для прибывших детских домов помещения, обставить их мебелью, снабдить топливом, мылом, керосином, детской одеждой и обувью, всех детей требовалось помыть, поставить необходимые прививки и госпитализировать заболевших, — сообщает пресс-служба Челябинского областного архива.

Подчеркнем, что к апрелю 1943 года общее количество эвакуированных детей достигло 128,7 тысяч. — В этом же году все детские учреждения были переведены на улучшенное котловое довольствие. Местные власти оказывали помощь в розыске потерянных родителями детей. При этом, реэвакуация началась только в 1944 году, когда разрешили выезд нетрудоспособного населения из Челябинской области, — сообщает челябинский археограф Сергей Кусков.

— В годы войны Челябинск действительно дал приют многим эвакуированным из Москвы, Ленинграда, средней полосы России, – говорит краевед Юрий Эльберт. – Если речь о блокадниках, то это те, кого вывозили по «дороге жизни», по Ладожскому льду или на баржах, в большинстве своем, действительно, дети. На Урале их ждала относительно «сытая» жизнь, по сравнению с детскими домами Самары или Елабуги.

Подростки имели возможность трудиться на заводах, а значит получать соответствующие продуктовые карточки, одежду, места в общежитиях питаться в заводских столовых, и параллельно осваивать профессию в школах фабрично-заводского ученичества (работали они по четыре часа в день, согласно советскому трудовому законодательству, и ещё 4-5 часов проводили за партой).

Все это хорошо известно по материалам малых «заводских» музеев, прежде всего музея ЧТЗ (что рядом со зданием бывшего кинотеатра «Спартак», а ныне Нового художественного театра, и ТРК «Горки»). После снятия блокады в 1944 году постепенно началась ре-эвакуация, то есть возвращение в Ленинград. И если взрослых опытных специалистов отпускали отнюдь не всегда (они нужны были на заводах Урала, где очутился, там и пригодился), то со вчерашними мальчишками расставались легче, впрочем многим из них вскоре светил призыв в армию, — подытожил челябинский краевед.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.