ЧелябинскВс, 24 ноября 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Анадырь
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Сортировка
Поиск
Спецоперация России
#Аналитика Читать 3 мин.

Челябинское метро: быть или не быть?

Многострадальный проект был открыт еще в 1992 году. Тем не менее, еще не достроен пусковой участок в 5,7 километра.

74.ru, cheltv.ru, yandex.ru, sm-news.ru
#Аналитика
Челябинское метро: быть или не быть?
74.ru, cheltv.ru, yandex.ru, sm-news.ru #Аналитика
Многострадальный проект был открыт еще в 1992 году. Тем не менее, еще не достроен пусковой участок в 5,7 километра.

27 апреля – ИА SM.News. С 2020 года на региональном уровне ведутся разговоры о переформатировании транспортной инфраструктуры под метротрам, то есть подземный трамвай.

В 2021 году, после апрельского обращения к данной теме президента Владимира Путина во время его послания к Федеральному собранию губернатор Алексей Текслер подтвердил, что ветка метрополитена будет интегрирована в действующую трамвайную сеть. Президент считает, что это позволит обновить городскую систему общественного транспорта. Однако, для этого потребуются инвестиции в размере ста миллиардов рублей.

Тем не менее, позиции экспертов по транспорту, урбанистов и гражданских активистов по поводу вышеупомянутых вариантов развития челябинской транспортной системы диаметрально противоположны. Все они надеются скорректировать данный аспект генплана города, который еще только предстоит утвердить, заручившись поддержкой федерального центра.

О своем видении ситуации расскажут специалист по транспорту Яков Гуревич, урбанисты Григорий Шевченко и Михаил Домрачев, а также политолог, специалист по связям с общественностью Тарас Есаков и гражданский активист Олег Шамбуров.

— В Челябинске нет вариантов развития метрополитена. Это известно по крайней мере 25 лет. Одобрено Путиным на Госсовете по городскому транспорту в 2007 году: метрополитен в городах-миллионниках неэффективен, там нет достаточных пассажиропотоков. Это в очередной раз надежно показал ЮУрГУ в различных вариантах при разработке транспортной системы три месяца назад. Путин и в послании не упоминал метро, — заявил эксперт по транспорту Яков Гуревич.

— Тем не менее, консервация метро не нужна. Это дорого и бесперспективно. Запустить трамвай в строящиеся сейчас туннели бессмысленно (изменились транспортные потребности) и технически невозможно (трамвай нигде в мире на такой глубине – до 46 метров — не работает, а выход с такой глубины на поверхность невозможен). Необходимо ликвидировать сегодняшние выработанные пространства. Это самый дешевый и эффективный вариант. А затем, если будет соответствующее обоснование и финансирование, делать подземный трамвай неглубокого заложения для интеграции с существующей трамвайной системой. Это может только улучшить имидж власти: вместо разбазаривания денег сделать эффективную транспортную систему.

По словам Якова Гуревича, альтернатива метро не требуется. Трамвай, точнее – легкорельсовый транспорт (в отличие от метро), к которому трамвай тоже относится, – оптимальный вариант для миллионника:

— Продлить в Копейск, на северо-запад Челябинска, сделать перемычки, в том числе подземные, — не проблема. По каждому варианту нужно технико-экономическое обоснование и финансирование. Это однозначно самый эффективный вариант развития транспортной системы Челябинска. Любой трамвайный вагон развивает скорость минимум 75 километров в час. Поэтому скоростной означает, что трамвайное движение организовано специальным образом, в частности на выделенных линиях и с приоритетным регулированием. В то же время троллейбус не имеет никаких преимуществ перед электробусом. Реанимировать ветхую троллейбусную систему нет смысла. Она умрет естественным путем.

Руководитель челябинского регионального филиала фонда “Городские проекты” Григорий Шевченко поддержал Якова Гуревича:

— Метро в городе миллионнике — это абсолютный популизм, а в данной ситуации это просто необдуманное обещание перед выборами. Стоимость строительства одного километра линий метрополитена с двумя однопутными туннелями диаметром шесть метров превышает семь миллиардов рублей. Также метро нужно ежедневно поддерживать — это и откачка грунтовых вод и доставка воздуха под землю и освещение и многое другое, что ляжет ужасным грузом на бюджет города или области.

По словам урбаниста Григория Шевченко, метро проектировали еще в советское время и нынешние станции уже давно не актуальны и не имеют достаточный пассажиропоток:

— Метро подходит только для городов с населением более семи-десяти миллионов человек (Лондон, Москва, Нью-Йорк) В Челябинске его запуск неоправдан. Путь на наземном транспорте иногда занимает меньше времени, чем время спуска под землю и ожидания самого вагона. Лучшее решение сейчас — вложить эти деньги в трамвай. Это современный и скоростной вид транспорта. Необходимо обновить линии: километр новых линий стоит всего 90 миллионов рублей. Модернизация уже существующей ветки стоит 30-45 миллионов. Современные вагоны продаются по цене от 20 миллионов.

Итог понятен: километр путей метро можно променять на 70 километров новых трамвайных путей и еще на тридцать подвижных составов. Выбор очевиден. Трамвай дешевле и в закупе, и в эксплуатации; удобней (не нужно спускаться под землю), лучше автобусов и троллейбусов по провозной способности: 9-18 тысяч пассажиров в час (автобус — 4,5 тысячи в час, троллейбус — 5 тысяч в час). Метро надо консервировать — именно так с ним поступили в Омске. Метро — это дыра в бюджете и сказки для избирателей. Челябинску нужен трамвай!

Заместитель руководителя челябинского регионального филиала фонда “Городские проекты” Михаил Домрачев рассказал о потенциальных проблемах с финансированием метро:

— Если сейчас построить метро, то оно будет съедать бюджет города. У Самары метро съедает 15% всех денег без вычета зарплат учителей. С вычетом — это уже 30%. Но по факту поезда в метро возят воздух, и большинство жителей пользуется наземным транспортом. В нашем случае не может идти речь ни о каких пятиминутных интервалах в движении поездов. В Екатеринбурге в достаточно загруженном и протяженном метро поезда ходят раз в десять минут. В Челябинске с таким потоком пассажиров поезда будут ходить раз в двадцать минут или раз в полчаса. В городе нет денег на новые троллейбусы, а уж о каком метро может идти речь. Чтобы метро нормально работало, по подсчетам транспортников, там должно быть сразу три ветки. Такого уж точно никогда не будет. Потому что метро строят не для того, чтобы ездить быстро, а для того — чтобы возить много пассажиров. В Москве 1935 года строили метро не для того, чтобы ездить быстро, а потому что наземные трамваи были набиты как банки с селедкой и система просто «не вывозила», — подчеркнул Домрачев.

— Вдобавок если мы достроим метро сейчас, то оно автоматически будет устаревшим. Сейчас другие требования к длине перегонов между станциями, размерам туннелей ит.д., и т.п. Получится обычное непримечательное метро — как и в Казани. С самыми плохими списанными шумными метропоездами из Москвы. Не все так радужно. Даже «новый» поезд в Екатеринбурге — далеко не новый, это модель начала нулевых. Москва эти поезда не купила и они с десяток лет стояли, пока их не всучили Екатеринбургу. План про запуск четырех станций — это вообще бред. Такое метро вообще никому не нужно — и не то что воздух, вообще ничего возить не будет. Стоит добавить, что достраивать в Челябинске нечего. На одном участке есть однопутный туннель, доведенные до половины своды станций, а также второй такой же недоделанный участок. Там чтобы просто достроить и соединить линию, нужно выкопать туннелей еще больше, чем есть на данный момент. Многие почему то думают — что там прокопан туннель на два пути, но это ошибка. Туннель пока еще однопутный, — подчеркнул представитель фонда “Городские проекты”.

Также Михаил Домрачев рассказал об отсутствии перспектив для реализации альтернативного проекта метротрама (подземного трамвая):

— Метротрам — это прекрасное решение — но только тогда, когда у вас недостаточно людей для метро, но слишком много для трамвая, и многосекционные трамваи, которые ходят раз в две минуты просто не вывозят. Вот тогда уже строят метротрам. В Омске можно сделать метротрам из недостроенных туннелей и моста. Метро там неглубокое, частично строилось открытым методом, и поэтому его легко вывести на поверхность. Пусть и построят — метротрам Омску нужен. А теперь попробуйте вывести трамвай на поверхность с глубины в 46 метров — на станции у Торгового центра. Ответ очевиден — это нереально. И добавьте тот факт, что протяженность существующих туннелей необходимо удвоить. И о каком подземном трамвае может идти речь, когда улицы настолько широкие, что там влезет еще несколько улиц и жилой район. В Екатеринбурге пытаются вместить трамвайные пути на исторические улицы шириной в двадцать метров, а у нас они более ста метров. Кого мы будем смешить, если на земле места навалом, а надо найти всего шесть метров. Словом, при строительстве трамвая можно сузить слишком широкие дороги.

Кроме того, Михаил Домрачев описал текущее состояние трамвайной сети в контексте общей транспортной схемы:

— Челябинску невероятно повезло, что такой автомобилецентричный город не утратил свою систему трамвайного движения, как например, это произошло в Твери. Мало того, у нас даже не разбирали линии, как это сделали в Новосибирске (через один из основных мостов) или в Омске (через многие районы). В свое время у нас были отменены только трамваи в Копейск. У Челябинска хороший задел под скоростной трамвай, все линии расположены по центру проезжей части, что ускоряет трамвай за счет уменьшения пересечений и упрощает настройку режима работы светофоров. Если довести систему до ума, то будет как в Екатеринбурге и лучше. К слову, в соседнем мегаполисе трамвай — это второй по популярности вид транспорта. Интересно, что когда там проходил один из конкурсов красоты, то некоторые женщины фотографировались в трамваях.

Тем не менее, в Челябинске несколько иное положение. Трамвайная сеть охватывает недостаточную по размерам территорию, но зато почти не дублируется другими видами транспорта, что создает перспективы для ее развития. На мой взгляд, в Челябинске нужно обязательно сделать следующие линии: от начала до конца Свердловского проспекта; от Блюхера по Доватора через мост и в Ленинский район. Кроме того, необходимо построить линию от Свердловского проспекта и до конца улицы Братьев Кашириных. Но из-за моста придется делать крюк на будущий мост на Энгельса. Позиция фонда “Городские проекты” состоит в том, что этот мост должен быть трамвайно-пешеходным (или максимум иметь по полосе для машин в каждую сторону). Думаю, что можно продлить трамвай по проспекту Победы, а также проложить линию через проспект Ленина — от ЮУрГУ до Комсомольской площади. В “Парковом” трамвай пока не нужен, там вполне можно вывозить людей автобусами или троллейбусами. И вообще стоит перестать застраивать северо-запад всякими “Парковыми” — напротив, необходимо уплотнять центр города.

С позиций перечисленных выше экспертов по транспорту не согласился челябинский политолог Тарас Есаков:

— Среди вариантов строительства метро подходящим является лишь проект строительства полноценной системы из восьми станций. Есть и реальная альтернатива — метротрам. Конечно же, укороченный вариант метрополитена из четырех станций по сути никому не нужен. Уверен, что критика метротрама не оправдана, хотя идеалистов, что называется, можно понять. Мне доводилось бывать в Волгограде, где подземный скоростной трамвай по сути выполняет функции метро. Наземная трамвайная система альтернативой метро и подземному метротраму, на мой взгляд, совсем не является. При этом, само по себе значение челябинской трамвайной системы огромно. Наиболее перспективные направления для ее развития — это строительство дополнительных путей на северо-западном и копейском направлениях. Тем более, что на определенном историческом отрезке связь Челябинска с городом-спутником вполне обеспечивал трамвай. Этот вид транспорта может и должен прийти во все новые микрорайоны. Именно трамвай, а не маршрутка, является маркером обеспечения достойного уровня транспортной доступности, — подчеркнул челябинский политолог.

— Положение троллейбусной системы значительно более сложное. Действительно, ведь этот вид транспорта сильно пострадал от разрушительной транспортной политики прежних региональных и городских управленцев. И проблема тут еще в том, что троллейбус многими горожанами часто воспринимается как слишком медленный вид транспорта. При этом, троллейбусные ветки в Металлургический район, на северо-восток и северо-запад, не просто нужны, а жизненно необходимы. Челябинску нужны новые троллейбусы, также как автобусы и трамваи. Точно также подземка, в том или ином виде, моему родному городу стратегически более чем нужна, — подытожил Тарас Есаков.

Челябинский общественный деятель Олег Шамбуров также положительно оценил проект запуска восьми станций метрополитена, одна из которых будет располагаться на северо-западе города:

— Хочется, чтобы в Челябинске было хотя бы как в Екатеринбурге: сел на одном конце города, вышел на другом, и чтобы поездка не отнимала много времени. Это важно потому, что многие живущие в Калининском и Курчатовском районах работают в Тракторозаводском или в Ленинском районах, — констатировал гражданский активист.

— Считаю, что проект метротрама нерационален: у нас пока нет такого количества станций метро, чтобы их объединить с трамвайной системой. В случае заморозки строительства метро проще из уже построенных станций сделать коммерческие объекты. К слову, я вижу много минусов трамвая как вида транспорта, если сравнивать его с троллейбусным. В Челябинске не хватает линий обоих видов электротранспорта, но троллейбусные маршруты можно запустить гораздо быстрее, чем трамвайные. Помимо этого, в случае чего троллейбусные маршруты легко можно заменить автобусными. Важно отметить, что троллейбус не отнимает пространство автомобильной дороги общего пользования под рельсы.

Тем не менее, на постоянных и протяженных маршрутах необходимы линии трамвая и метро. На самом деле, сейчас основная проблема развития транспорта в Челябинске сводится к тому, что надо заново строить всю систему городского общественного транспорта. Однако, муниципальные и региональные власти нескольких “поколений” не касались этого вопроса. Соответственно, весь город захвачен маршрутками. Рельсы для трамваев выглядят плохо (и местами просто убого), троллейбусы в Челябинске устаревшие. Я забыл, когда в последний раз новые привозили. Новые автобусы, которые поступают в областной центр — это хорошо, но привезенных и не видно почти на улицах города. Требуется в сто раз больше, в то же время трамвай гораздо дороже автобуса и троллейбуса, поэтому я отдаю приоритет в нашей ситуации троллейбусам. Тем более, что они не дают выхлопов, а их запчасти во многом взаимозаменяемы с автобусами при правильном подходе к закупке запчастей. Запуск линии троллейбуса возможен по маршрутам, где никогда не проедет трамвай. К примеру, в Ленинский и Парковый. А вот проложить рельсы через мост в сто раз сложнее.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить