— Среди обрабатывающих отраслей в январе-июне сократилось металлургическое производство – на 6,6%, кокса и нефтепродуктов – на 15,5%, лекарств и медицинских материалов – на 30%, химических веществ и продуктов – на 9,6%, бумаги и бумажных изделий – на 5,3%, — сообщает Челябинскстат.

По словам экс-советника полпреда президента в Уральском федеральном округе Александра Подопригоры, положение Южного Урала осложняет убыль населения из-за миграции в 19,5 тысяч человек за последние четыре года. Не менее важно, что за последние десять лет смертность в Челябинской области выросла на 22%, а в региональном центре на целых 38%.

По мнению Подопригоры, все вышеобозначенные тенденции могут привести к развитию стагфляции. Южноуральский политолог отмечает, что снижение спроса в экономике приведет к краткосрочному снижению цен, которое сменится новым витком инфляции и дальнейшим спадом промышленного производства.

Между прочим, в первом полугодии 2022 года Ханты-Мансийский автономный округ стал промышленным лидером Уральского федерального округа с ростом индекса промышленного производства (ИПП) в 4,2%, в то время как Челябинская область вступила в полосу стагнации со спадом данного показателя в 0,4%.

Примечательно, что Ямало-Ненецкий автономный округ показал индустриальный рост в 2%, и даже депрессивная в социально-экономическом плане Курганская область увеличила ИПП на целых 3,9%, лишь немного уступив ХМАО.

Признаки экономической стагнации из-за отложенного эха коронакризиса и введения антироссийских санкций также заметны и в Свердловской области с промышленным спадом в 1,4%. Таким образом, Южный Урал обогнал этот регион в рейтинге динамики ИПП, заняв 55 место против 62-ого у Среднего Урала.

В то же время Тюменская область переживает спад промышленного производства в размере 3% за последнее полугодие. В вышеупомянутом рейтинге она заняла лишь 68-ое место.

По мнению аналитика и регионоведа Натальи Зубаревич, этим летом Челябинская область может потерять свои позиции в общероссийской экономике из-за сокращения производства в сфере черной металлургии на пятьдесят процентов. В связи с этим налоговые доходы Челябинской области в 2022 году могут снизиться более чем на 14%.

Бывший металлург и известный общественный деятель Антон Сериченко рассказал о социально-экономическом положении работников на предприятиях ПАО «Мечел»:

— В ряде сталеплавильных цехов не обеспечены элементарные и безопасные условия труда. Не работают кондиционеры, системы питьевой воды. Персонал челябинских предприятий жалуется на поставки некачественного молока, которое положено сотрудникам за вредность условий труда. Молоко чрезмерно жидкое и сразу же сворачивается — тем не менее, эти недостатки не были признаны после проведения экспертизы.

Также рабочим выдают некачественную спецодежду, пошитую в тюремных учреждениях ГУФСИН, которая не выдерживает высоких температур на производстве. Несмотря на возросшую инфляцию, отсутствует индексация заработных плат — а ведь их уровень был низким и до наступления текущего кризиса.

Возмутительно, но в случае поломки кондиционеров рабочим «Мечела» приходится чинить их за свой счет. Создается прямая опасность для жизни и здоровья сотрудников предприятий этой компании. Работа в подобных условиях может привести к скачкам давления, гипертоническим кризам, инфарктам и инсультам, — подчеркнул Антон Сериченко.

Практически все ведущие предприятия Уральского федерального округа испытывают проблемы с финансовым обеспечением и привлечением инвестиций, квалифицированных кадров, поставками в условиях постоянно меняющейся логистики, а также сбытом готовой продукции на фоне проблемами с экспортом в развитые страны.

В Челябинской области ситуацию в экономике осложняет постоянный спад доходов населения, который начался еще в 2016 году. Тогда доходы южноуральцев превышали расходы на 15%, а в 2021 — уже всего на 4%. Существенного сокращения сбережений и уровня заработных плат из-за высокой инфляции стоит ожидать и в 2022 году.

Региональные власти выделили 800 миллионов рублей на борьбу с последствиями антироссийских санкций. При этом, представители малого и среднего бизнеса смогут получить компенсацию процентной ставки по кредитам. Аналогичную финансовую поддержку получат шесть крупных промышленных предприятий региона. Кроме того, федеральный центр выделил на эти цели дополнительно 153 миллиона рублей.

Подчеркнем, что об углублении кризиса говорит и сокращение промышленного потребления электроэнергии в России на четыре процента. При этом, 80% его объема приходится на Уральский федеральный округ. В данном контексте стоит обратить внимание на то, что по данным Торгово-промышленной палаты Челябинская область является монополистом в России по добыче и переработке каолина и графита (95%), магнезита (95%), талька (70%).

При этом, в 2022 году импорт графита в Россию составил 81% от общей потребности индустриальных предприятий. На китайские поставки в последние годы приходится от 14 до 80% от необходимого для нашей страны объема, а из-за колебаний валютных курсов это сырье может существенно подорожать. Отметим, что графит используется в производстве огнеупоров, аккумуляторов, тормозных накладок, литейных облицовок и смазочных материалов, а также в сталеплавильном производстве.

В текущем году Южный Урал заместит половину импорта промышленной белой глины. Поставки каолинов пойдут из Челябинской и Оренбургской области, где существуют крупные месторождения данного сырья. В последнем регионе появится и новая обогатительная фабрика, что позволит избежать кризиса из-за сокращения европейских поставок.

Кроме того, в 2022 году объем производства отечественного магнезита увеличился на 35 тысяч тонн. Таким образом, южноуральская Сатка, где расположены основные предприятия «Группы Магнезит» сможет сохранить рабочие места и потенциал роста — даже в условиях наступившего кризиса.

В связи с вышеизложенными негативными тенденциями губернатор Челябинской области Алексей Текслер заявил, что он не допустит снижения расходов регионального бюджета.

Также он отметил, что в 2022 году около 26% организаций Южного Урала работают без получения прибыли. Для помощи предпринимателям в текущем полугодии выполнен 81% антикризисных мероприятий.

Речь идет о мерах по поддержке малого и среднего бизнеса, инвестиционных проектов и программ по стабилизации ситуации на рынке труда.

Губернатор Алексей Текслер считает, что смягчить последствия кризиса и найти выход из него региону поможет импортозамещение. Кстати сказать, по информационной поддержке данного направления Челябинская область вышла на второе место в России — об этом говорит последний рейтинг компании «Медиалогия».

Кроме того, Экспертный институт социальных исследований обозначил в своих аналитических обзоров то, что Южный Урал имеет высокий потенциал по импортозамещению благодаря выгодному географическому положению и высокому научно-техническому потенциалу. По словам экспертов, дальнейшее развитие импортозамещения возможно через поиск новых цепочек логистики и производственной кооперации.