29 июня – ИА SM.News. В Челябинской области 565 крупных озер (площадью более 0,5 квадратных километров). Интересно, что количество остальных варьируется от 1193 до 3170, поскольку 80% из общего числа водоемов пересыхает в засушливые годы.
Сильнее всего ухудшение экологической обстановки заметно на озере Тургояк. Среди основных проблем этого водоема гражданские активисты и местные жители выделяют слив жидких бытовых отходов, вырубку леса в прибрежной зоне и обмеление на ряде участков.
Ежегодно на озеро Тургояк растет антропогенная нагрузка. Этот процесс уходит корнями еще в дореволюционную пору: с 1912 года на берегу водоема начали строить дачи. После 1917 года застройка приобрела угрожающие масштабы и хаотический характер, а формальный статус памятника природы был присвоен Тургояку только в 1969 году.
Но более всего возмутительно, что в постсоветские годы региональное правительство разрешило владельцам туристических баз строить выгребные ямы вместо подключения к централизованной канализации — таким образом, фекальные воды стали попадать в озеро. На большинстве баз откачка и вывоз мусора не производятся своевременно, что значительно усиливает уровень загрязнения Тургояка. Владельцы старых баз заявляют о том, что им необходима инвестпрограмма с льготными займами для подключения объектов к центральной канализации.
Отметим, что, невзирая на вышеописанные проблемы, Тургояк все еще сравним по химическому составу своей воды с Байкалом: их воды гидрокарбонатнокальциевые, то есть лечебные, оказывающие противовоспалительное действие на организм человека. В то же время ухудшаются другие показатели: к примеру, прозрачность воды на Байкале — в среднем 25 метров, на Тургояке — 14, но раньше было 19 метров. В последние годы ситуация усугубляется во время засух, когда пересекает речка-сток из южноуральского озера. В связи с этим региональные власти собираются искусственно восстановить ее. Эта проблема сложилась из-за откачивания из Тургояка по пять миллионов кубометров воды в 1990-ые годы. Предстоящий циклический многоводный период потребует оперативной очистки прибрежной линии арендаторами от органики, чтобы не допустить усиления цветения озера.
Бывший заместитель министра экологии Челябинской области Виталий Безруков заявил о том, что еще в 2020 году были приняты меры по улучшению ситуации на Тургояке: “Введены запреты на выделение на Тургояке новых земельных участков под застройку, вблизи озера были запрещены фейерверки, которые мешают нересту рыбы. Все новые строения подключаются к центральной канализации, а стоки выводятся на миасские очистные сооружения”.
Южноуральский губернатор Алексей Текслер также обозначил приоритеты улучшения экологии Тургояка: “Наша задача — это сбалансированное развитие рекреационного потенциала с сохранением уникального водоема. Вся прибрежная зона по факту уже сформирована, и сегодня территорию необходимо приводить в надлежащее состояние”.
Кстати сказать, общая экологическая ситуация на озере Увильды также оставляет желать лучшего. Обмелением водоема уже заинтересовался глава Следственного комитета Александр Бастрыкин:
“Сообщается об обмелении озера Увильды, что происходит в течение нескольких последних лет. В этом году уровень водоема понизился на 1,5-2 метра, вода помутнела, в ней образовалась непрозрачная взвесь, — говорится в майском сообщении СК РФ. “По факту уже возбуждено уголовное дело. Председатель СК России поручил руководителю следственного управления СК России по Челябинской области Петру Решетникову доложить о ходе расследования уголовного дела, а также о перспективах завершения его расследования”.
Напомним, что прозрачность воды в Увильдах снизилась еще в 2015 году: с двадцати до пяти метров в глубину. Корень экологических проблем озера — в отводе его вод в Аргази, которое было проведено еще в 1975 году для обеспечения питьевой водой жителей Челябинска во время засухи. От понижения уровня воды на четыре метра Увильды не оправились на протяжении нескольких десятилетий. Озеро постепенно вернулось к своим прежним границам, но в воду попали остатки почвы и разлагающейся растительности. Ситуацию с их гниением усугубило потепление климата в Челябинской области. Есть проблема возрастания антропогенной нагрузки на Увильды. В данный момент власти работают над ликвидацией двух незаконных объектов на берегу озера. А нарушений водоохранной зоны значительно больше.
Под угрозой из-за общего роста загрязнений находятся и экосистемы других озер: Чебаркуль, Шелюгино, Силач, Малый Теренкуль (интересный курорт с сероводородными глубинными водами), карстовое озеро Беленькое и многие другие. В целом, по количеству опасных загрязнений на водоемах Челябинская область, к сожалению, бьет все рекорды. В соответствующем рейтинге по экологическим угрозам для озер в 2023 году регион занимает третье место в Уральском федеральном округе. Около трех процентов случаев крупных загрязнений пресных водоемов в России приходится на Южный Урал. При этом, ситуация лучше даже в перенаселенной Москве, где в 2022 году выявили 2% техногенных загрязнений. В Челябинской области выявлено 75 локальных экологических катастроф, из них: 70 высоких загрязнений – бассейны рек Тобол и Кама, а также на малых водных объектах; 5 экстремальных загрязнений – на реках Увелька, Уй, Миасс, а также в Аргазинском водохранилище.
Аналогичные факты постоянного и временного загрязнения выявлены и на реках Челябинской области. В последнем обзоре Росгидромета по чистоте рек в регионе грязными названы 53% из них — по данным, собранным на 2020-ый год. Интересно, что в Курганской области, ХМАО, ЯНАО загрязненных рек целых 93%, а в Свердловской области — 69% и в Тюменской области — 78%. Таким образом, Южный Урал является одним из наиболее благополучных регионов по экологии рек. Конечно же, есть над чем работать. Ведь одной из самых грязных рек Южного Урала является Миасс — специалисты ведомства нашли в ней соединения марганца, меди, цинка, органических веществ и нефтепродуктов. Река протекает через крупные города — Челябинск и Миасс. Хуже ситуация только на радиоактивной реке Теча и Сак-Элге, состояние которой сейчас стараются улучшить, а также избежать попадания ее воды в Аргазинское водохранилище.
— Более половины рек (55%) приходится на западную горную часть Челябинской области, где протекают реки бассейна реки Кама: Уфа, Ай, Сим, Юрюзань и другие со своими притоками. По территории Челябинской области протекает 3602 реки, суммарная длина которых составляет порядка восемнадцати тысяч километров. Промышленность области является основным потребителем воды, а также главным её загрязнителем, — рассказал специалист по водоснабжению, инженер Евгений Куликовских.
— Небольшой расход большинства рек, их малая водообеспеченность, низкая скорость течения и малая глубина создают неблагоприятные условия для разбавления концентрированных стоков промпредприятий в водных объектах. В связи с этим снижается самоочищающая способность водотоков. Однако внедрение в Челябинске оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях позволило резко сократить потребление речной воды и уменьшить сброс сточных вод в канализацию. Доля проб воды из источников централизованного водоснабжения в 2015 году не отвечающих санитарным требованиям по санитарно-химическим показателям составляла 34,76%. Тем не менее, в 2016 г. было обеспечено питьевой водой, отвечающей базовым требованиям безопасности, 94,05% населения региона, — подчеркнул эксперт.
По словам Куликовских, если конкретизировать состав необходимых мероприятий по охране и восстановлению водных ресурсов, то это мероприятия следующего характера:
— повышение эффективности работы существующих очистных сооружений;
— водоохранные мероприятия на территории водосбора;
— очистка русел и благоустройство;
— внедрение ресурсосберегающих технологий;
— организация и проведение целевого мониторинга;
— мероприятия в чаше водохранилищ;
— мероприятия в акватории водных объектов;
— информационная работа с населением;
— защита воздушного бассейна от загрязнения;
— нормативно-правовое регулирование водных отношений;
— организация контроля за выполнением намечаемых мероприятий и принятых решений, повышение материальной ответственности за нарушение режима водопотребеления и водосброса.