В Челябинске прошёл гуманитарный форум с участием учёных из Москвы и Петербурга, на котором прозвучали многие научные открытия в области истории, литературы и искусства.
Сегодня в гостях у редакции ИА SM-NEWS побывал Остап Давыдов — литературовед, краевед, постоянный участник Собора.
Основные новости Славянского Собора 2023 года: обнаружены песнопения, написанные Иваном Грозным и Алексеем Тишайшим; представлены новые аргументированные взгляды на время и место написания Слова о полку Игореве; раскрыта личность Достоевского в качестве творца кода русской почвы, на которой выросло творчество Блока; ещё одна из «сенсаций» конференции: подлинник картины Кукрыниксов обнаружен в Челябинске. Мероприятия продлится до 24 мая 2023 года.
– Что за конференция, почему такое странное название, как всё начиналось?
– Начиналось всё двадцать лет назад, когда мир был открыт, и учёные из разных стран охотно посещали друг друга. Однажды в Челябинск прибыла делегация болгарских филологов-славистов. Вообще-то на Южном Урале славянская лингвистика – не очень развитое направление… Однако гости интересные, знатные, с Челябинском подружились и посещали город ещё не раз. Решено было сделать не узко-лингвистическую конференцию, а вообще гуманитарную, широкого профиля. Конференции проходили в мае, как раз ко Дню Славянской письменности и культуры, к ним подключилась и Челябинская епархия Русской Православной Церкви, которой в ту пору руководил митрополит Иов.
То что получилось, стоило назвать Собором по трём причинам. Во-первых это был широкий форум гуманитариев Челябинска. Во-вторых, площадка, объединявшая православных. В церквях по воскресеньям накануне объявляли о Соборе и приглашали всех желающих. В результате в недрах собора выросли и общественные направления. И в-третьих, это был именно Собор славян. Практически каждый год на него приезжали филологи, историки, философы не только из Болгарии, но из Польши, из Беларуси и других славянских стран. Когда не приезжали, выступали дистанционно. В этом году остались одни беларусы.
– Звездой Собора в этом году стал московский профессор Александр Ужанков, специалист по литературе Древней Руси, продолжатель дела Дмитрия Лихачёва. Какими открытиями он поделился?
– Вот Лихачёва с Рыбаковым, а заодно и с Данилевским он как раз и покритиковал… Александр Николаевич приезжал в наш город и в прошлом году, с разнообразными лекциями. И в этот раз он прочёл их как минимум пять, по одной в каждом вузе – ЮурГУ, ЮУрГГПУ, ЧГИК и в ЧелГУ (для подготовленных филологов), а также выступление на пленарном заседании собора.
Открытие, с которым профессор Ужанков выступает последние годы, касается «Слова о полку Игореве». Этот текст проходят в школе, но со времён Карамзина принято считать его анонимным. Александр Николаевич утверждает, что установил автора и время написания текста. «Слово о полку Игореве» принадлежит игумену Киево-Выдубицкого монастыря Моисею, а написано на рубеже XII—XIII веков, возможно в 1199 году. Профессор Ужанков идёт дальше и доказывает, что игумен до пострига сам был участником Игорева похода и описал себя самого в «Слове» в третьем лице.
Когда происходят такие открытия, одни соглашаются, другие нет. Как обмолвился сам профессор, его больше поддержали историки, а филологи оказались консервативнее. Сам я ни разу не «древник», далёк от древнерусской тематики, и судить мне сложно. Скажем так, я внимательно слушал лекцию, но внезапно накатившая дремота избавила меня от вынесения оценок. А когда я очнулся, уже вовсю шла дискуссия – за и против, в которой я предпочёл остаться в стороне.
– В новостях сообщали, что было и открытие, связанное с Иваном Грозным.
– Это новое-старое открытие, которое историки пения из ЮУрГУ, супруги Николай и Наталья Парфентьевы сделали ещё в девяностых годах. Сегодня оно актуализировано благодаря тому, что в 2023 году вышел трёхтомный труд – итог научной деятельности Парфентьевых, презентация которого прошла в рамках Славянского собора.
Речь вот о чём: найдены древние рукописи песнопений, сочинённых царями Иваном Грозным и Алексеем Михайловичем Тишайшим. Найдены, переведены на современный нотный язык и исполнены хором городского духовенства – из числа любителей знаменного пения. Ивану Грозному принадлежит стихира святителю Петру Московскому, а Алексею Тишайшему – мелодия песнопения к Богородице.
Составлены они для хора певчих дьяков. Сразу вспоминается комедия «Иван Васильевич меняет профессию». Сначала «То не туча затучила… едет крымский царь, собака…», а потом в блестящем исполнении Леонида Куравлёва «Вдруг как в сказке скрипнула дверь». Такие дьяки существовали и наяву, и супругам Парфентьевым их удалось перебрать по именам – восемь с половиной сотен.
Вообще-то все древние рукописи собираются в РГАДА – Государственном Архиве древних актов, где составляются их описания, каталоги, так они входят в научный оборот. Но рукописи, открытые Парфентьевыми, в этот архив не попали, они были оставлены в качестве экспонатов в музее Троице-Сергиевой Лавры. Так бы наверное и оставались экспонатами, «грамотой с крюками» для зевак, если бы челябинские учёные не обнаружили в них интересный источник, прочли и воскресили древнюю мелодию.
– Не только в архивах отыскивается, но и в спорах рождается истина. Запомнились ли интересные дискуссии?
И не одна! Дмитрий Богач, молодой филолог из Петербурга, выступал с лекцией «Достоевский: код русской почвы». Спор перешёл на «литературную» секцию, а после и на богословскую. «Русский код» скоро сменил «русский мир» – что это за понятие, о котором так много говорят? От политики и «сакральных» определений решили уйти сразу. Русский мир, как пространство, где говорят по-русски – определение более удачное. Однако и оно не охватывает, например, тех бывших советских республик, где по-русски сегодня говорить принципиально не желают, и всё-таки Россия у них на языке.
Наконец нашёлся аспирант из Ростова: русский мир – это русский текст. Как существует Петербургский текст по Топорову. Не всегда комплиментарный, иногда мифологизированный, но это текст – культурное представление о России, каково оно есть.
– В рамках собора проходили и духовные чтения, посвящённые 85-летию со дня рождения митрополита Иова (Тывонюка), по последней кафедре – митрополита Челябинского и Златоустовского.
– Это уже лирика, а не наука. Но событие очень важное и прямо скажем, долгожданное. Владыка Иов управлял Челябинской кафедрой с 1996 по 2011 год. Для кого-то из постоянных прихожан, это годы юности, молодости, занятий в Духовном училище. В следующим десятилетии кто-то приходил, кто-то уходил, кто-то с кем-то не дружил, но память владыки Иова чтят все, и эта встреча стала поводом собраться не просто на богослужении, а в зале, и поговорить, как выражался апостол Иоанн, «устами к устам».
Выступали люди, близко знавшие покойного владыку. Гость из Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Платон (Игумнов) знал владыку совсем молодым, приезжал к нему на рукоположение в середине 1960-х, а в начале 1980-х путешествовал на Афон. Интересная вышла история с нападением опасного осьминога. Священник Игорь Рысенко поведал о молодых годах владыки, о том, как он спасал от пожара храм, как в армии его понуждали отречься от церковной стези, а также и о последних годах и месте погребения владыки на его родной земле. Священник Владимир Воскресенский рассказывал о беседах с владыкой, показывал его подарки, например книгу правил церковных со штампом Харбинского храма. Помощник владыки Дионисий Суворкин тоже поделился живыми подробностями.
Институт культуры подготовил небольшой концерт, выступал народный хор, гитарист исполнял песню Трофима. Окончились чтения молитвенным пением «Вечной памяти» и поминальной трапезой.
– Столичные снобы хмыкают, может ли быть что доброе в Челябинске. А вот оказывается…
– Собор есть собор. Ведь и в научном мире, кто-то с кем-то дружит, с кем-то нет, кто-то не соглашается, кто-то кому-то не нравится. Большая гуманитарная конференция – это возможность увидеть и услышать друг друга для всех, для друзей и оппонентов, молодых и заслуженных, никто не останется равнодушным.