28 февраля – ИА SM.News. В Челябинске есть два общественных пространства с вековой историей: Городской сад имени Пушкина и Парк имени Гагарина. В 1960-ые в горсаду выступали популярные джазмены и другие музыкальные коллективы, он был точкой притяжения молодежи и культурной элиты, а в последние десятилетия пришел в некоторое запустение. Впрочем, аналогичная судьба постигла и парк культуры и отдыха, где на протяжении нескольких десятилетий не было реконструкции и программ по улучшению качества благоустройства и инфраструктуры.
— После недавних публикаций о доходах и расходах администрации парка Гагарина у общественников и журналистов возникли подозрения в нецелевом использовании средств чиновниками, управляющими парком Гагарина. Должен и может ли парк приносить прибыль? Как Вы оцениваете происходящее в последние годы, а также закрытость информации по доходам и расходам парка?
— Уже не первый год мы наблюдаем, что парк Гагарина публично отказывается раскрывать, как и на что тратит бюджетные деньги. Их устав говорит о том, что перед нами не коммерческая организация — значит, что теоретически они работают не ради денег. Но это в теории, а на практике,когда они получают официальные запросы от СМИ, то предлагают журналистам изучать закупки самостоятельно. Конечно же, у людей возникает вопрос: «Что вы скрываете?».
Кроме того, парки носят рекреационный характер, там отдыхают от суеты города. Их можно разделить условно на два вида. Первый – это природный парк, где можно посидеть на скамейках, погулять по тропам, понаблюдать за животными и может остановится в кемпинге с палаткой. Второй – парк аттракционов. Парк Гагарина совмещает в себе оба назначения. Тут около 1200 гектаров территории, из которых примерно 10% отведены под аттракционы, остальное – природный парк. Парк аттракционов может зарабатывать деньги сам. А вот парк природный, скорее получает свой бюджет из налогов. Из этого бюджета он выделяет деньги на содержание парка и на зарплаты работникам.
Что удивительно, наш парк Гагарина получает деньги и от налогов и от аттракционов, но выглядит все равно, как площадь, где нет ни общего стиля, ни одного хозяина, ни грамотного разделения на зоны. При этом за последние три года поступления в бюджет парка выросли в два раза — с 73,4 миллиона до 150,7 миллиона рублей. Но и траты тоже растут, на аренду аттракционов, на уборку мусора, на облагораживание парка. А увидели ли челябинцы, что парк стал за три года лучше в два раза? Конечно нет, все осталось на прежнем уровне. Вызывает вопросы, кому принадлежат аттракционы и киоски, которые парк арендует и не тут ли прячется ответ.
— Какие недостатки есть у парка Гагарина в сравнении с другими общественными пространствами, которые кажутся Вам более удачно спроектированными?
– На общественных слушаниях о судьбе парка горожане обсуждали, что парк отрезан от огромного района города рекой Миасс. Но слушанья прошли три года назад, а подвижек нет. Есть отличное предложение, возвести велопешеходный мост из Калининского района, чтобы дать доступ к парку посетителям из Калининского района и создать доступную среду, когда на велосипеде можно будет сильно сократить дорогу в центр города, к ЮУрГУ и администрациям города через парк. Но проекту не дают ход. Даже было выдвинуто предложение сделать велосипедные парковки для проката на въездах в парк, чтобы жители Университетской набережной могли брать средство передвижение на входе в парк, доезжать до противоположной части парка, где уже ходит транспорт и оставлять велосипед на выезде, а на обратном пути также ехать домой. Но и это осталось только на бумаге.
Недавно под руководством мэра Натальи Котовой парк и вовсе разрезала улица Худякова. Она и ранее была скоростной трассой прорезающий цельный парк, разделяя его. Теперь же она стала на две полосы шире и опаснее. Сразу после расширения случились две серьезные аварии и это только начало проблем. К сожалению мы можем столкнуться, что в темное время суток, что по утрам, такие аварии станут не редкостью в будушем. В пример стоит привести центр Нью Йорка, где Центральный парк не трогают на протяжении более чем века. Неудивительно, что недвижимость и аренда участков вокруг парка является одной из самых дорогих в городе, что приносит доход самому парку. Он отделен он от города узкой четерыхполосной дорогой, на которой не погоняешь из за ширины полос и припаркованных автомобилей. Войти в парк можно почти в с любого угла, и гулять в нем можно даже ночью, там дежурит конная полиция, помню по своему опыту, был там в 2008 году.
— Что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию с доступностью и комфортностью парка имени Гагарина и других общественных мест в Челябинске?
— Наш город должен сосредоточится на том, чтобы парк культуры и отдыха стал доступным не просто жителям Центрального района, ведь все удобные входы находятся там, а и прилегающим Советскому (АМЗ) и Калининскому районам. Нужны удобные дорожки, освещение, уборка веток и кустов, которые давно превратили парк в заросли, куда боятся идти дети. Многие стали следить за здоровьем, потому нужно больше спортивных воркаут-площадок, укрытых деревьями — как та, что на ЮУрГУ, она не пустует почти никогда. Для этого нужно открыто говорить о том, куда идут деньги горожан, проводить общественные слушания и решать вопрос с тем, что важно для жителей а не для директора парка. Такие же проблемы у нас во всех районах города.
На кромке Парка Пушкина также вырос непонятный жилой дом, который не вписывается в ландшафт и не может претендовать на элитное жилье, из-за того, что находится посреди промзоны, окружен гаражами. Киоски и аттракционы тут занимают большую часть пространства, а значит и приносят большой доход. Не зря предыдущие два директора парка сейчас под следствием. Доходы были, а парк лучше не становился, как не становились лучше и относящиеся почему-то к ведению парка подземные переходы.
— Какова ситуация в других районах города — например, в Тракторозаводском, где есть целых две зеленых зоны?
— В Тракторозаводском районе есть целых два парка в пределах шаговой доступности для большинства местных жителей: Парк Победы и Парк Дружбы. Парк Победы давно превратился в музей ржавеющей военной техники и военных мемориалов, что больше похоже не на парк, а на памятную аллею для скорбящих. Тут же ряд аттракционов из 90-ых, которые очень контрастируют с памятниками. Не очень понятно, что хочет глава района, весело развлекаться или все таки почтить память. Вместе эти два вида деятельности не уживаются.
Соседний парк Дружбы, начали обновлять совсем недавно. И как вы думаете, какие ошибки повторили? Конечно же доступность. В новый парк попасть можно только с одного входа! Хотя он окружен жилыми домами, люди лезут через грязь и газоны, чтобы войти на территорию парка. Назвать его рекреационным сложно, почти все деревья в парке убрали, залив всё бетоном и насыпав огромные поля щебенки. Летом тут невозможная жара, пенсионеры на прогулочной тропе запросто могут получить солнечный удар (см.фото ниже).
В целом, что делать с парками в городе не знает ни один глава района. Удалось создать хорошее место, только у Виктора Ереклинцева, в парке на Алом поле. Тут и спорт, и отдых, и место для собачников. Но за пару лет парк стал рассыпаться, за ним нужно следить. Аттракционы ломаются, детские площадки выходят из строя. Все потому, что спрос на парки огромный и они не выдерживают наплыва людей, тоскующих по хорошему благоустройству. С Арт-сквером на набережной реки Миасс такая же история. Не успевают чинить то, что ломается.
— Почему чиновники не справляются с поддержанием инфраструктуры парков в хорошем состоянии и с их реконструкцией? К чему это приведет наш город? Как решать вышеописанные проблемы?
— Чиновники просто скажут: дорого содержать хороший парк и откажутся от создания новых хороших пространств, оставив город в прошлом. С парками, где друг на друге непохожие киоски и разные по форме скамейки соседствуют с разваливающейся с советских времен инфраструктурой.
Что можно сделать? Пригласить специалистов, которые создадут проект парка, подразумевающий продуманный сценарий поведения в парках и разбивку его на разные зоны. Получим классное пространство, как Парк 22-ого сьезда в Екатеринбурге. Где есть всё, и деревья, природа, и детские площадки и велобеговые прорезиненные дорожки, отделенные от прогулочных зон. Рядом дома премиум-сегмента, и тихие улочки для машин, через которые не боишься отпускать ребенка на прогулку (см.фото ниже).
Что нужно сделать уже сейчас? Дать людям доступ в парки! В Парк Гагарина для жителей Калининского района, в Парк Терешковой добавить входы с других улиц. В Парке Дружбы добавить более одного входа в парк! Чтобы все четыре стороны парка были доступны, его можно было бы пересекать насквозь. Для этого надо собирать активных горожан и просить начинать с элементарного. Театр начинается с вешалки, а парк со входа. Вот и нам нужны доступные парки для отдыха и развлечений.