9 августа – ИА SM.News. — К каким социально-политическим, экономическим и экологическим последствиям привел прорыв Киолимской плотины на водохранилище в окрестностях Карабаша?
— В ходе прорыва Киолимской плотины был нанесен значительный ущерб жителям и окружающей среде, хотя самой худшей катастрофы с отравлением Аргазей и всего водного каскада, судя по всему, на этот раз, не произошло. Однако, это событие стало символом и началом летнего инфраструктурного коллапса 2024 года, когда природная стихия в очередной раз стала проблемой для южноуральских властей. При этом, практически все думающие люди понимают, что цепочки драматических событий можно было и избежать. Всегда возможна работа на опережение. И инфраструктурные вложения. А ничего этого в должной мере нет. К сожалению. И так почти везде. Поэтому, как говорят в народе, где тонко – там и рвется. В очередной раз. И каждый раз.
— Гражданские активисты, чиновники из контролирующих ведомств постоянно говорят об износе городской плотины в Челябинске. Что по ее реконструкции и усилению мер безопасности нужно сделать немедленно, а что — в долгосрочной перспективе?
— Итак, читаем новости о том, что в Челябинске запланирован капитальный ремонт Шершневской плотины. При этом, хочется присоединиться к недовольству ряда общественных деятелей тем, что отчет о подлинном положении дел с плотиной так и не стал прозрачным для всей заинтересованной общественности. Меж тем, модернизация челябинского гидроузла назрела, как говорится, еще вчера. А воз и ныне там. Зато теперь капитальный ремонт запланирован. Интересно, как и насколько работы будут оттягиваться? Это при том, что существование зоны потенциального затопления в случае, если не выдержит плотина, в Челябинске это частая тема разговоров у жителей части северо-запада города. Капитального ремонта плотины не было с 1969 года, этот красноречивый и общеизвестный факт говорит сам за себя. Что делать? Выслушать все мнения и определиться с очередностью. Обеспечить прозрачность. Привлечь лучших профессионалов. А есть просто новость о том, что капитальный ремонт запланирован. На фоне летнего инфраструктурного кризиса, связанного со значительным подтоплением. А зимой был кризис, связанный со снегопадами. Далее можно и без комментариев. Ведь факты – вещь упрямая.
— Не менее позорно для южноуральских властей то, что новая набережная реки Миасс была полностью затоплена, а дорогостоящая система подсветки уничтожена. Почему таких аховых катастроф не происходит в других миллионниках?
— Воистину — это позорище. Весь драматизм и символизм ситуации с затоплением той же набережной реки Миасс и с уничтожением дорогой подсветки состоит в том, что на фоне дорогостоящего блеска поверхностного нет продуманной инфраструктурной политики. В этом средненький Челябинск с эдаким усредненным, порой словно сошедшим со страниц Салтыкова-Щедрина, «начальством», так получается, что негативно отличается от Екатеринбурга, который многим из наших земляков представляется более прогрессивным и современным. Более того скажу, хватает в столице Южного Урала косной прослойки, представители которой рассуждают в стиле «что – то делается и ладно!», склонной к постоянному и по каждому поводу «одобрямсу». Да, есть красивые моменты. Но отсутствует ответственная политика. Поэтому, такое впечатление, что каждый снегопад или ливень приносят новые символы, прямо свидетельствующие о том, что пора прислушиваться к критикам. К критикам власти всех уровней. И приветствовать разнообразие мнений.
— Что мешает развитию инфраструктуры безопасности по всей территории Челябинской области? Вспомним летние пожары и засухи последних лет, наводнения и снежные коллапсы, а также вспышки опасных инфекций.
— Примерно с 2007 года, то есть с вхождения в стадию окончательного застоя с признаками деградации региональной политической системы при губернаторстве стареющего Петра Сумина, в регионе стабильность возобладала над развитием и начала зажиматься критика. Однако, дальше было хуже. Каждая последующая, так сказать, команда действовала лишь в своих интересах. И каждое природное явление все чаще становилось испытанием. Почему? По причине отсутствия системности в решении жизненно важных проблем и в деле профилактики кризисных ситуаций, когда общественники предупреждают, но к ним – нет, не прислушиваются. А потом и возникает цепь событий, когда пожары тушить некому, снегопады есть катастрофа хуже некуда, про нормальную работу ливневок забыли, а в целом – многое хуже, чем в 1990 – е, про которые адепты «стабильности» вспоминают. Зато слишком много тех, кто профессионально поет славицы, то одной команде у власти, то другой. И так будет продолжаться, пока не создастся критическая масса думающих и ответственных граждан. В очередной исторический раз. Как в случае с Челябинским городским бором, который во времена правления одной известной бизнес-хунты, люди смогли отстоять. Многое будет трудно. Ведь менять нужно «всю систему», которая износилась и прогнила, как те же мощности в сфере ЖКХ, основательно. И нет тут другого способа, чем как прислушиваться к гражданскому обществу. Ну а с другой стороны, безусловно, сам фактор зрелости гражданского общества и его наличия в полноценном виде – это тоже основа основ.
— Как повлияли вышеупомянутое наводнение и общий инфраструктурный кризис на предвыборный рейтинг действующего губернатора и его перспективы по переизбранию?
— Общественно-политические последствия летней фазы общего инфраструктурного кризиса представляется возможным сравнить, если угодно, с потенциальным прорывом условной дамбы. Пока настроения «что-то делается», особенно на фоне прошлых вопиющих провалов, реально роль плотины выполняют. К тому же, пресловутый муниципальный фильтр способен отсеять любого критика власти от губернаторских выборов, как уже и произошло. Как и прочие фильтры, препоны и заслонки оберегают систему «стабильности» без развития. Однако, уже каждое неосторожное слово часто вызывает гнев. И никто доподлинно не знает, где и как именно «прорвет». А «прорвет», такое впечатление, что обязательно. Вопрос, исключительно, во времени прорыва.
— Как проходит избирательная кампания — борьба за пост губернатора и выборы в Городскую думу? Кто-то пытается набрать политические очки на чужом горе или действительно решить вышеописанные проблемы?
— Если посмотреть на тот известный факт, что преодолеть муниципальный фильтр условному гражданскому активисту на губернаторских выборах невозможно, ну а на смену простому и понятному выдвижению кандидатов в депутаты пришел сбор подписей с допуском лишь одного самовыдвиженца в Челябинске, то особые комментарии излишни. Выборы более не отражают всего общественного расклада. Именно поэтому, вот, любое бурление снизу лучше бы не давить, а приветствовать. Как и любая конкуренция в округах это хотя бы какое-то подобие шевеления. Ну а критика региональной власти полезна, от кого бы она ни исходила. Это нормальное общественно-политическое явление. Особенно – на фоне всем надоевшего кризиса. При этом напомнить, что сюда же добавляются постоянный тезисы о том, что «не время» и рассуждения про очередное время, когда южноуральцам надо затянуть пояса и не думать о решительных переменах к лучшему. Это такие ловушки, в которые попадают целые поколения наших земляков и сограждан. Полагаю, что в нашем условном «завтра» мы сможем заметить, что сей вопрос многие начнут себе задавать и с ловушками постыдного долготерпения наиболее активные захотят порвать. Возможно, что с подачи самых молодых и дерзких, ну или наоборот – думающих или ответственных. Не знаю. Вот тогда запрос на восстановление свободной электоральной конкуренции станет таким, что с ним не будет возможным не считаться. Точно также обстоит дело с желанием активных граждан на многое непосредственно влиять. И мы еще скажем спасибо разнообразным природным стихиям, за то, что разнообразные испытания, особенно – слишком частые, о многом заставят задуматься.