В августе в Челябинске произошло удивительное и чудесное событие. Медик спас новорожденную девочку с врожденной патологией и критической массой тела.
Павел Бабошко вместе с коллегой провели успешную операцию ребенку с диафрагмальной грыжей весом 600 граммов.
РИА «SM-News» продолжает традиционный спецпроект «Человек региона». Во всех регионах России есть уникальные люди, которые помогают делать жизнь лучше, честнее и безопаснее. О том, кто они, и какую пользу приносят, зачастую оставаясь незаметными для широких масс россиян, должны знать все.
Павел родился в Магнитогорске и, став врачом, переехал в столицу южного Урала. Он уже более 25 лет занимается детской хирургией, спасая тысячи новорожденных. Высококвалифицированный врач, в обыденной жизни любитель мотоциклов и скорости, отец четверых детей, Павел Бабошко дал интервью специально для РИА «SM-NEWS».
— Здравствуйте, Павел. Вы совершили настоящее чудо, проведя операцию новорожденной девочке с патологией внутренних органов. Ваш опыт и врачебные навыки поистине впечатляют! Вы выросли в семье врачей. Скажите, в каком возрасте Вы поняли, что хотите заниматься медициной, и что Вас в детстве привлекало в этой профессии?
— На самом деле, в детстве я занимался конным спортом. А после восьмого класса встал выбор профессии, и когда родители меня спросили кем ты хочешь стать? Я ответил, что хочу стать конюхом, наверное. «Ну, конюхом, так конюхом, — они сказали мне тогда. — Но ты понимаешь, что конюх ходит в фуфайке и кирзовых сапогах. А не хотел ли бы ты, допустим, доктором, в белом халате, где чистота и порядок?». Белый халат перевесил фуфайку. Были мысли поступить в медучилище, и я поступил. Но в итоге передумал и пошел в десятый класс, чтобы поступить мединститут. Поэтому после восьмого класса я пошел работать санитаром в детскую больницу, и после учебы ходил еще мыть полы в оперблоке.
— Как повлияла на Вас работа в детском отделении?
— Сейчас трудно вспомнить, почему выбор пал именно на эту больницу, причем она была довольно далеко от дома. Но детское хирургическое отделение в советское время в Магнитогорске работало на очень высоком уровне, там был блестящий коллектив хирургов. Видимо, этот престиж и слава детской хирургии сыграли свою роль. Я, конечно, бывал во взрослых больницах, но почему-то детская хирургия мне нравилась больше. В результате я уехал учиться в Челябинск на семь лет, после чего вернулся в Магнитогорск и проработал там еще пять лет. Но за эти пять лет я понял, что в Магнитогорске мне достаточно тесно, к тому времени центр детской хирургии переместился в Челябинск, а там у меня сохранились хорошие отношения с моим учителем, Иваном Алексеевичем Абушкиным. Также я видел в новом городе больше перспектив для развития, и не прогадал.
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим хирургом?
— Таких качеств должно быть много. Во-первых, хорошие мозги и аналитический ум, во-вторых, хорошие руки, и, пожалуй, третье – необходимо уметь получать удовольствие от своей работы. Потому что без удовольствия вряд ли получится делать свое дело хорошо. Хирург – это, в первую очередь, профессионал. Бывают разные случаи, и неблагоприятные исходы. Мы, конечно, очень переживаем за наших пациентов, особенно, если долго лечили их, привязываемся. Но хирургия – это работа, так сказать, на краю, надо понимать, что она требует максимальной собранности, профессионализма, и готовности сделать все то, что от тебя зависит, для спасения жизни пациента.
— Насколько часто новорожденным нужна хирургическая помощь, и как пандемия коронавируса повлияла сейчас на Вашу работу?
— Обычно наше отделение делает около 200 операций в год. То есть около 200 детей в год нуждаются в хирургическом вмешательстве. Это достаточно большая цифра. Дети почти не подвержены коронавирусу, так скажем, но нас проблемы пандемии тоже коснулись: если мать заболевает коронавирусом, то лечить ее агрессивно не представляется возможным, чтобы не навредить плоду. И в таком случае встает дилемма: либо спасть женщину, либо не навредить ребенку. Поэтому на более поздних сроках производятся родоразрешение, ребенок рождается недоношенным, но это позволяет спасти мать. И, конечно, все проблемы недоношенного ребенка касаются нас, детских хирургов: там бывают проблемы и с легкими, и с органами брюшной полости. Нам приходится также периодически выезжать на ковидные базы, заходить в красную зону и работать там. Сами дети, конечно, не болеют, но дополнительные опасные обстоятельства имеют место быть.
— Какие самые удивительные случаи спасения малышей были в Вашей практике?
— Достаточно много таких ситуаций. Пожалуй, чем меня и привлекает хирургия новорожденных, что каждый случай достаточно уникальный, а одинаковых почти нет. Один из таких, про который писали СМИ, – про девочку, родившуюся с весом 600 граммов с диафрагмальной грыжей. Эта патология достаточно распространенная, и встречается примерно пять раз в год. Но детей с таким маленьким весом мы еще не оперировали. Мы поискали информацию в литературе, и не встретили каких-то указаний, что дети не более 600 граммов подвергались хирургическому вмешательству. И надо сказать мы сделали свою работу неплохо, потому что ребенок остался жив и здоров. Девочка сейчас нормально слышит, видит, неплохо себя чувствует, скоро должна быть выписана домой. Это достаточно удивительный случай в практике детской хирургии.
— Вы посвящаете всего себя работе. Какими способами вы поддерживаете себя в форме, остается ли время на хобби?
— Чтобы поддерживать себя в форме, я бегаю. Бег – это универсальный и недорогой вид спорта, который буквально помогает мне выжить. Чем старше, тем больше понимаешь, что без этого не получится прожить. Тем более, я живу за городом, и мне нравятся пробежки на свежем воздухе. А что касается хобби, то я называю это проектами. У меня много таки проектов было, есть и существуют на будущее. Мотоцикл – это только одно из хобби. Каждый мой проект начинается, проходит определенные этапы развития и заканчивается — например, в связи с тем, что поменялись интересы или условия жизни. Когда-то я занимался охотой, сноубордом, кайтом и много чего делал в жизни.
— Как давно появился интерес к мотоциклам, что Вас особенно привлекало в них?
— Я сходил в автошколу, отучился, получил права. Позже мы с другом купили мотоциклы, и теперь катаемся уже года три. Езда на мотоцикле, как и каждый мой проект, чему-то учит, развивает какой-то новый навык, а значит — развивает мозг. И мотоцикл — это целая философия поведения. Вот три года я катаюсь, и до сих пор жив. Если ты едешь на мотоцикле, то тебе недостаточно знать и соблюдать правила дорожного движения. Ты должен как шахматист предугадывать действия участников движения. Если ты подъезжаешь к перекрестку по главной, и видишь кого-то на второстепенной, нужно понимать, что тебя могут не заметить. Это значит, тебе нужно рассчитать: поедет автомобиль или нет, быть готовым к экстренному торможению, просчитать, как он движется, чтобы пролететь перекресток. И если ты едешь на высокой скорости, то весь анализ должен происходить в доли секунды. Мотоцикл достаточно интересная штука, и при этом очень опасная.
— У Вас большая семья, четверо детей. Скажите, кто-нибудь из них хочет пойти по папиным стопам и стать врачом?
— Двое старших детей определились с профессией, они у меня люди творческие. Один ребенок хочет стать дизайнером одежды, то есть модельером, а второй – дизайнером интерьера. И в медицину их не тянуло. Двое младших – еще малыши, поэтому трудно сказать. Младший сын медицинского склада ума не проявляет, поэтому маловероятно, что он пойдет учится на врача, а вот о самой младшей девочке пока еще сложно сказать — так что, кто знает? Они, скорее, так же как мы с женой любят активный отдых. Каждые выходные мы собираемся вместе. Зимой катаемся на лыжах и на коньках. Где-то два раза в год мы с дочкой убираем территорию в лесу, недалеко от моего дома. Когда ты бегаешь, хочешь видеть вокруг себя красоту природы, и она не должна быть испорчена мусором. Однако люди, к сожалению, не всегда бывают порядочными и культурными, и мусор, бывает, бросают. Поэтому, чтобы бежать и не отвлекаться на бутылки всякие, мы с дочерью берем тележку и собираем по лесу мусор, выкидывая его на свалку.
— И последний вопрос: что бы Вы порекомендовали будущим хирургам?
— Это вопрос, конечно сложный… Любое дело, которое ты делаешь, будь это хирургия или мытье полов, ты должен это делать с удовольствием и для получения удовольствия, тебе должно это нравиться. Пожалуй, это и есть самое главное в работе. Этот рецепт помогает от профессионального выгорания.
Павел Бабошко поистине влюблен в свою работу. Благодаря таким людям в столице Южного Урала находится один из сильнейших центров детской хирургии.
Напомним, начатый по итогам 2018 года специальный проект РИА «SM-News» — «Человек региона» стал традиционным. Наши коллеги из региональных редакций помогают создавать цикл статей о людях из разных уголков России, чья деятельность и успехи в течение года могут служить образцом и примером для подражания.
Мы намеренно ограничили возможность участия в спецпроекте чиновникам и руководителями различного уровня, чтобы показать неизвестных героев и их победы, вызывающие уважение.