Молодому ученому, старшему научному сотруднику лаборатории «Высокоэнтропийные материалы» ЮУрГУ Маджиду Насери 36 лет. Однако статьи с его участием едва ли не каждый месяц выходят в крупнейших научных журналах мира, таких как «Journal of Alloys and Compounds», «Intermetallics».
Его задача – создание высокоэнтропийных сплавов. Сплавов на основе пяти или большего числа металлов, каждый из которых придает ему особенные свойства. При этом в его исследованиях используется «крутая» математика – теория автоматов, современная геометрия, нечеткая логика. Его индекс Хирша в Скопусе – 15, а значит не менее 15 его работ процитированы, каждая не менее чем в 15 источниках. Солидно для молодого ученого! Результаты его исследований – в процессе внедрения не только в России, но и в Иране и в Казахстане.
– Расскажите о себе и своей родине.
– Мне 36 лет, и я из Ирана. Мой родной город Горган находится в северо-восточной провинции Голестан и является ее центром. У Горгана богатейшая история: он был одним из важнейших городов древней Персии и располагался на Шелковом пути.
– Каким был ваш путь в научный мир и начало профессиональной карьеры?
– У меня есть докторская степень по материаловедению и инженерии (физические и механические свойства наноструктурированных материалов, 2018) в Университете имени Шахида Чамрана в иранском Ахвазе. А с начала сентября 2022 года я работаю старшим научным сотрудником в ЮУрГУ. Могу сказать, что мой интерес к расширению и развитию материаловедения и инженерии начался с курса бакалавриата в Исфаханском технологическом университете (IUT) в Иране (2007–2012).
– Почему вы решили продолжить карьеру в нашей стране?
– После получения степени доктора философии я работал научным сотрудником на кафедре нанотехнологий в иранском Университете Семнан, с сентября 2018 года по февраль 2022 года. Кроме того, был научным сотрудником в Научно-исследовательском институте передовых материалов Сеульского национального университета (SNU) в Южной Корее до 2021 года. Лаборатория, где я работал, была закрыта в феврале 2021 года, и я должен был вернуться в Иран, чтобы закончить свои исследовательские проекты в Университете Семнан. С начала 2022 года решил приехать в Россию, потому что я мечтал продолжить исследования в самой большой стране мира, знаменитой своими суровыми зимами. Россия стала идеальным местом для меня, так как эта страна гостеприимна ко всем. Я подумал, что это будет прекрасная возможность узнать, как живут русские люди.
В ЮУрГУ научная деятельность организована на высшем уровне, есть серьезная база для развития научных направлений для школ и институтов. Университет находится на переднем крае науки, а ученые ЮУрГУ публикуют исследования в авторитетных журналах. По этой причине я связался с Управлением международного сотрудничества и профессором Евгением Трофимовым (профессор кафедры материаловедения и физикохимии материалов), после чего ЮУрГУ пригласил меня на постоянную должность старшего научного сотрудника в НИЛ «Высокоэнтропийные материалы». С тех пор я стараюсь делать что-то уникальное для лаборатории, в которой работаю, а, следовательно, и для ЮУрГУ.
– Немного о сути ваших исследований в Челябинске — над чем Вы работаете?
– Сфера моих интересов сегодня — это высокоэнтропийные сплавы – это новая концепция легирования в физической металлургии. Они содержат, по крайней мере, четыре или пять основных элементов. По сравнению с обычными сплавами ВЭС имеют высокую конфигурационную энтропию, которая стабилизирует образование твердого раствора. ВЭС вызвали появление множества новых идей для исследования огромного пространства возможных составов таких сплавов. Например, высокоэнтропийные сплавы могут применяться в авиации и машиностроении.
– Поддержана ли ваша работа грантами? На каком этапе находятся ваши исследования в прикладной физики и химии?
– Да. Наш коллектив получил грант, предоставленный Министерством науки и высшего образования России в рамках сотрудничества с исследовательскими учреждениями Казахстана. Задача проекта: создавать и продвигать высокоэнтропийные наноструктурированные сплавы как инновационные производственные материалы для российской промышленности. Вопрос в том, в каком соотношении нужно взять элементы сплава, чтобы получить полезные качества. Руководителем гранта является профессор Марина Самодурова. Мы также работаем по гранту Российского научного фонда. Передо мной стоит задача сделать прежде всего недорогой вариант сплава. Что в многокомпонентных сплавах недёшево? Хром, тантал, титан, особенно кобальт и ниобий. Что относительно дёшево? Железо, алюминий, никель. Мы сосредоточились на сплаве, в который входит не более 75 % суммарно железа и никеля, 15 % хрома, 10 % марганца, и ещё небольшая доля ниобия, дополняющего состав до 100 %. То есть если железа и никеля 65 %, ниобия, соответственно, 10 %.
В процессе обработки сплавов методами интенсивной пластической деформации нам помогают коллеги с кафедры «Строительные материалы и изделия» Александр Орлов и Алёна Мясникова, мои соавторы.
На наноуровне мы наблюдаем за текстурой металла, например, за ориентацией зёрен. Как определить ориентацию? Представим, что зерно – это куб, который можно вращать. Изначально зёрна ориентированы случайно, а при прокатке разворачиваются в одну сторону. Зёрна меняют форму и при штамповке. При ковке размер зёрен уменьшается (тогда как при прокатке они сплющиваются, уменьшается лишь их толщина).
Ориентация зёрен позволяет предсказать не только механические, но, например, и электромагнитные свойства металла.
– Ваши планы на среднесрочную перспективу?
– Нам предстоит сосредоточиться на механических свойствах сплавов, добиться высокой твёрдости, износоустойчивости. Затем добиться антикоррозионных свойств, в том числе в агрессивных средах (кислота, высокая температура).
Здесь предстоит создавать каркас новой науки: как оценивать эти качества, как ставить лабораторные эксперименты. Опыт работы в этом направлении пока только нарабатывается.
За моделированием следуют и эксперименты, мы проводим их в лаборатории. Для экспериментальной части в том, что касается коррозии, мы привлекли коллегу из ЧелГУ Светлану Працкову. Эксперименты приходится повторять много раз, чтобы уверенно говорить о результате. Тем более, у нашего проекта много перспектив в Челябинске, где, кроме научной базы и прекрасного коллектива, много потенциальных предприятий потребителей – трубное производство, машиностроение.